18 Декабря 2020
По информации Международного союза автомобильного транспорта (IRU), с 1 января 2021 года завершится переходный период, согласованный с Европейским союзом (ЕС), и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) будет осуществлять операции на внешней границе в качестве суверенного государства в полном объеме.
Это означает, что независимо от результатов текущих торговых переговоров между ЕС и Великобританией, в отношении перемещения товаров между Великобританией и ЕС будут установлены меры контроля и выполняться соответствующие таможенные формальности.
В целях информирования перевозчиков об условиях въезда/выезда в/из Великобритании с 1 января 2021 года, компетентные органы Великобритании выпустили подробное руководство для перевозчиков на 14 языках, в том числе на русском языке.
Также теперь доступна онлайн новая британская система проверки грузовых автомобилей с информацией для водителей о документах, необходимых для выезда из Великобритании. Водители могут использовать систему для регистрации для получения разрешения на доступ в графство Кент, которое является обязательным для всех грузовых автомобилей, выезжающих из Великобритании через порты в Кенте.
С точки зрения транзита, Великобритания присоединилась к Конвенции о процедуре общего транзита (CTC) в качестве самостоятельной договаривающейся стороны и, таким образом, в рамках этой новой структуры может продолжить использовать Новую компьютеризированную транзитную систему ЕС (NCTS). В то же время Великобритания также является Договаривающейся стороной Конвенции МДП, что означает, что с 1 января 2021 года процедура МДП становится полностью применимой и может использоваться для любых транзитных операций между Великобританией и ЕС в качестве альтернативы процедуре CTC.
ПРОЦЕДУРЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
С целью подготовки бизнеса к серьезным изменениям, правительство Великобритании опубликовало «Пограничную операционную модель» (BOM), которая содержит подробную информацию о ряде ключевых транспортных вопросов и на сегодняшний день является наиболее полным источником информации о новых процедурах, применимых к перевозкам товаров по территории Великобритании с 1 января 2021 года. На веб-сайте gov.uk также доступны пошаговые инструкции относительно импорта и экспорта (хотя они в основном представляют интерес для британских импортеров и экспортеров, они также могут быть полезны для транспортных операторов с целью подготовки их перевозок должным образом).
Следует отметить, что при перемещении товаров между ЕС и Великобританией через Северную Ирландию будет применяться особая процедура. Хотя Северная Ирландия будет полноценной частью таможенной зоны Великобритании, правила, применимые к некоторым товарам, останутся полностью согласованными с законодательством ЕС. Никакие проверки не будут применяться на границе между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, но для ряда операций потребуются таможенные формальности, и будут проводиться проверки товаров, перемещающихся между Великобританией и Северной Ирландией. Подробную информацию можно найти здесь.
Ниже приведены основные сведения о новых британских процедурах, которые повлияют на перемещение товаров (в том числе по процедуре МДП) между ЕС и Великобританией. В качестве общего комментария необходимо отметить, что ЕС с самого начала введет полный пограничный контроль для всех перемещений товаров в отношении Великобритании. В то время как правительство Великобритании, признавая влияние коронавируса на способность бизнеса подготовиться к Brexit, приняло решение ввести новый пограничный контроль при импорте товаров в три этапа до июля 2021 г., как описано далее.
1. Импорт товаров
a) Основные меры контроля с 1 января 2021 года:
b) Дополнительные требования с 1 апреля 2021 года:
c) Полный контроль с 1 июля 2021 года:
2. Экспорт товаров
С 1 января для всех товаров будет введен полный контроль таможенных деклараций, включая подачу экспортных деклараций и SSD при выезде из Великобритании.
Для всех перевозок МДП между Великобританией и ЕС предварительная информация о грузе будет подаваться в NCTS только для территории ЕС (в том числе через приложение TIR-EPD), в то время как для территории Великобритании представление информации не потребуется до 1 июля 2021 года.
3. Сервис учета перемещения грузовых автомобилей (GVMS)
Сервис учета перемещения грузовых автомобилей (GVMS) будет новой системой, внедренной таможней Великобритании (HMRC) для облегчения перемещения товаров, и позволяющей привязать перемещение товаров к декларациям. Ее реализация будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2021 года GVMS будет использоваться для автоматизации работы Управления транзитными формальностями (Office of Transit formalities), регистрирующего ввоз товаров на таможенную территорию Великобритании. С 1 января 2021 года GVMS будет в основном использоваться для перевозок товаров между Великобританией и Северной Ирландией, а также для перевозок СТС из ЕС в Великобританию. С 1 июля GVMS также будет применяться к импорту и экспорту из/в ЕС.
Перевозки МДП не будут связаны с использованием системы GVMS по крайней мере до июля 2021 года, и поэтому держателям книжки МДП не нужно будет подавать какие-либо транзитные декларации в Великобритании в рамках этой услуги. Международный союз автомобильного транспорта будет работать с таможней Великобритании по интеграции приложения TIR-EPD в систему GVMS к июлю 2021 года.
4. EORI
Импортеры и экспортеры Великобритании должны будут иметь номер EORI (номер регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов), выданный Великобританией (номер GB EORI). Перевозчикам необходимо будет получить номер GB EORI, чтобы иметь возможность подавать декларации ENS и EXS, или декларацию временного хранения. Для нерезидентов Великобритании номер GB EORI можно получить уже сейчас, сделав запрос на специальном веб-сайте.
Что касается перевозок МДП, то (на первом этапе) не будет требоваться подавать какое-либо электронное предварительное декларирование в Великобритании. Держателям МДП потребуется номер GB EORI лишь, начиная с июля 2021 года.
ПРОЦЕДУРЫ В ЕС
1. Основные положения
ЕС вводит полный контроль за товарами, вывозимыми с территории Великобритании, начиная с 1 января 2021 года. Товары из Великобритании будут рассматриваться в ЕС как товары, ввозимые с территории третьих стран. Следовательно, таможенные декларации должны подаваться с соблюдением тех же условий, которые применяются на текущий момент для других товаров, неевропейского происхождения. Специальные процедуры будут применяться к товарам, следующим транзитом в период с конца 2020 года в начале 2021 года. Подробную информацию можно найти в документе Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Европейского союза (TAXUD): Инструкция.
В дополнение к указанным выше общим рекомендациям страны ЕС, обеспокоенные значительным объемом перевозок из Великобритании, разработали свои модели пересечения границ, направленные на оцифровку процедур и предотвращение заторов.
2. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Францию (Кале)
Французские органы власти разработали систему Smart Border, основанную на трех основных принципах:
Цифровая платформа Logistics Envelope (логистический конверт) для подачи необходимой информации будет доступна с 1 января 2021 года. Транспортным операторам необходимо будет ответить на вопросы, и на основе ответов система направит транспортное средство к нужному выходу. Логистический конверт позволяет операторам и перевозчикам объединять несколько деклараций под одним штрих-кодом, облегчая и ускоряя таможенное оформление. Он генерируется через платформу, доступную на французском и английском языках, как через компьютер, так и через мобильное устройство, и которая не требует аутентификации. Он может быть создан и использован как декларантом, так и перевозчиком.
Процедура «привязки» направлена на упрощенное объединение:
Оператор заранее готовит свои таможенные декларации, создавая их до своего прибытия на границу. Декларация сканируется и увязывается с номерным знаком и содержимым транспортного средства, которое декларируется по прибытии. Данные отправляются в таможенные приложения для анализа.
Процедура МДП хорошо интегрирована в эту модель. При выполнении процедуры «привязки» держатель книжки МДП должен указать, что он едет по процедуре МДП (он должен ответить «да» на следующий вопрос «Используете ли вы карнет TIR / АТА?»). Этой информации будет достаточно для ориентирования транспортного средства в порту, при этом штрих-код предъявлять не нужно.
3. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Нидерланды
Основой нидерландского решения для Brexit является предварительное цифровое уведомление о таможенных документах терминалов через Систему портового сообщества Portbase. Оно обязательно на всех паромных терминалах и на большинстве морских терминалов.
Без предварительного цифрового таможенного документа доступ к терминалам не будет предоставлен. Чтобы предотвратить это, транспортер должен использовать базу портов, чтобы заранее проверить, получил ли терминал всю предварительную информацию.
Для использования сервисов Portbase необходимо зарегистрироваться в системе (настоятельно рекомендуется сделать это до 01 января 2021 года). Для регистрации потребуется следующая информация:
Для перевозок МДП серийный номер книжки МДП будет служить уведомлением об экспортной документации (информация).
Для перевозок МДП из Нидерландов в Великобританию:
Для перевозок МДП из Великобритании в Нидерланды:
4. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Бельгию
В Зебрюгге цифровая система RX/SeaPort объединяет данные, представленные и требуемые всеми сторонами в порту Зебрюгге. Данные регистрируются для импорта и экспорта посредством электронной приемной. Это можно сделать вручную, через связанное соединение для передачи данных или через таможенное программное обеспечение.
Водителям не разрешат подъехать к терминалу Зебрюгге, если таможенные декларации не были предварительно уведомлены через электронную приёмную RX/SeaPort.
RX/SeaPort р подробную информацию об импорте и экспорте через порт Зебрюгге.
В Антверпене предварительное уведомление о таможенных документах осуществляется через систему портового сообщества C-point. Это предварительное уведомление может быть подано экспортером, экспедитором, таможенным агентом или транспортной компанией.
C-point имеет подробную информацию о таможенных процедурах в Антверпене.
Из-за COVID-19 количество операций Ro-Ro ограничено, и они могут быть приостановлены. Актуальную информацию рекомендуется уточнять в паромной компании.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ МДП В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕС
В принципе, процедура МДП между Великобританией и ЕС будет осуществляться в обычном режиме и в соответствии с положениями Конвенции МДП (для Великобритании будет применяться Дополнение к Руководству по транзиту, для ЕС – Руководство по транзиту).
И Великобритания, и ЕС в настоящее время применяют процедуру МДП для перевозок МДП, начинающихся или заканчивающихся в 3-й стране. Единственным существенным отличием с 1 января 2021 года будет введение процедур выезда/въезда как в Великобритании (например, в Дувре), так и в ЕС (например, в Кале). Еще одно важное изменение будет в отношении процедур NCTS. В частности, в то время как для территории ЕС не будет никаких серьезных изменений (т.е. МДП будет сопровождаться транзитной декларацией NCTS), для Великобритании же этого не потребуется (и даже будет невозможно) – параллельно подавать такую декларацию в NCTS. Это означает, что как минимум до 1 июля 2021 года на территории Великобритании будет применяться только бумажная процедура МДП.
1. Перемещение товаров из Великобритании в ЕС (или через ЕС в третьи страны) с использованием процедуры МДП
Примечание: в случае начала процедуры МДП на границе соответствующая пограничная таможня действует как таможня отправления и выезда и ставит штампы на обоих корешках – 1 и 2 книжки МДП.
Примечание: в случае, если операция МДП должна быть прекращена на границе сразу после въезда, соответствующая таможня въезда в ЕС будет также выступать в качестве таможни места назначения и должна проштамповать оба корешка 1 и 2 (стр. 3 и 4) книжки МДП.
2. Перемещение товаров из ЕС (или через ЕС из третьих стран) в Великобританию с использованием процедуры МДП
Примечание: в случае закрытия книжки МДП на границе соответствующая таможня въезда в Соединенное Королевство также будет действовать в качестве таможни места назначения и проштампует оба корешка 1 и 2 книжки МДП.
Источник информации: БАМАП